Особенности условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в аспирантуре ИФ РАН

В институте разработаны и при необходимости будут реализованы адаптированные для инвалидов программы подготовки с учетом различных нозологий, которые содержат описание видов и форм сопровождения обучения, специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, безбарьерной среды.

В вариативную часть образовательных программ включены специализированные адаптационные дисциплины (модули). Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные профессиональные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе получения высшего образования.  Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор этих специфических дисциплин институт определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выбор методов обучения определяется содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации аспирантов-инвалидов и аспирантов с ограниченными возможностями здоровья. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими аспирантами и создании комфортного психологического климата в учебной группе.   На всех этапах учебного процесса учитывается, что аспиранты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия и переработки материала.

Подбор и разработка учебных материалов осуществляется в институте с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения — аудиально или с помощью тифлоинформационных устройств.

При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья институт учитывает рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых аспирантом-инвалидом трудовых функций.   Для осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся институтом разработаны фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.  Форма проведения текущей и итоговой аттестации для аспирантов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости аспиранту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.  Обучающиеся инвалиды, как и все остальные аспиранты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.   При составлении индивидуального графика обучения предусмотрены различные варианты проведения занятий: в институте (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.