Оглавление

Предисловие автора.............................................................................................. 9

Глава 1

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА.................................................... 12

1.1. Биологические основы поведения человека.......................................... 12

                1.1.1. Принцип Оккама............................................................................... 13

1.2. Единство психического и соматического............................................... 21

                1.2.1. Три функции личности...................................................................... 21

                1.2.2. Связь психики и поведения с гормонами......................................... 24

1.3. Три школы объективной психологии..................................................... 30

                1.3.1. Русская школа.................................................................................... 30

                1.3.2. Бихевиоризм...................................................................................... 33

                1.3.3. Этология............................................................................................ 37

1.4. Единство нервной и гуморальной регуляции........................................ 41

Контрольные вопросы................................................................................... 43

Рекомендуемая литература............................................................................ 44

Глава 2

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНИЯ.............................................................................. 45

2.1. Понятие поведения................................................................................. 45

2.2. Потребности............................................................................................ 47

                2.2.1. Витальные потребности.................................................................... 48

                2.2.2. Социальные потребности................................................................. 53

                2.2.3. Идеальные потребности.................................................................... 56

                2.2.4. Соотношение потребностей............................................................. 58

2.3. Поведенческий акт.................................................................................. 63

                2.3.1. Потребности...................................................................................... 64

                2.3.2. Мотивация......................................................................................... 64

                2.3.3. Программа действия.......................................................................... 65

                2.3.4. Сопоставление полученного результата с ожидаемым.................... 67

                2.3.5. Индивидуальные особенности......................................................... 69

2.4. Действие гуморальных факторов на разных этапах

поведенческого акта...................................................................................... 71

                2.4.1. Потребности...................................................................................... 71

                2.4.2. Мотивация......................................................................................... 72

                2.4.3. Движение........................................................................................... 76

                2.4.4. Психические состояния.................................................................... 77

Контрольные вопросы................................................................................... 83

Рекомендуемая литература............................................................................ 84

Глава 3

ГУМОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА............................................................................. 85

3.1. Общая часть............................................................................................. 85

                3.1.1. Различия между нервной и гуморальной регуляцией...................... 86

                3.1.2. Функциональная классификация гуморальных факторов.............. 88

3.2. Основные гормоны и железы.................................................................. 90

                3.2.1. Гипоталамо-гипофизарная система.................................................. 90

                3.2.2. Гипоталамические и гипофизарные гормоны.................................. 93

                3.2.3. Вазопрессин и окситоцин................................................................. 95

                3.2.4. Периферические гормоны................................................................ 95

                3.2.5. Стероидные гормоны...................................................................... 100

                3.2.6. Мелатонин....................................................................................... 104

3.3. Принципы гормональной регуляции................................................... 106

                3.3.1. Передача гормонального сигнала: синтез, секреция, транспорт гор-

монов, их действие на клетки-мишени и инактивация.................................. 106

                3.3.2. Поливалентность гормонов............................................................ 110

                3.3.3. Регуляция по механизму отрицательной обратной связи и гормо-

нальные влияния на психику............................................................................ 112

                3.3.4. Взаимодействие эндокринных систем: прямая связь, обратная связь,

синергизм, пермиссивное действие, антагонизм............................................ 114

                3.3.5. Механизмы гормональных влияний на поведение........................ 115

3.4. Обмен углеводов.................................................................................... 117

                3.4.1. Значение углеводов......................................................................... 117

                3.4.2. Психотропный эффект углеводов................................................... 118

                3.4.3. Содержание глюкозы в крови — важнейшая константа................ 121

                3.4.4. Гуморальные влияния на различные этапы обмена углеводов...... 124

                3.4.5. Метаболическая и гедонистическая функция углеводов.............. 129

3.5. Комплексный пример психотропного эффекта гормонов:

предменструальный синдром...................................................................... 130

                3.5.1. Влияние контрацептивов................................................................ 133

                3.5.2. Влияние избытка соли в диете........................................................ 134

                3.5.3. Влияние пищевых углеводов.......................................................... 135

                3.5.4. Влияние алкоголя............................................................................ 136

Контрольные вопросы................................................................................. 136

Рекомендуемая литература.......................................................................... 137

Глава 4

СТРЕСС............................................................................................................ 139

4.1. Понятие стресса.................................................................................... 139

                4.1.1. Неспецифичность стресса............................................................... 141

                4.1.2. Системность стресса....................................................................... 143

                4.1.3. Адаптивность стресса...................................................................... 145

                4.1.4. Новизна изменений......................................................................... 149

4.2. Стресс сопровождает и приятные события.......................................... 153

4.3. Определение величины стресса............................................................ 158

                4.3.1. Чувствительность............................................................................ 159

                4.3.2. Реактивность................................................................................... 161

                4.3.3. Скорости развития и скорость угасания реакции.......................... 161

                4.3.4. Устойчивость к стрессорным ситуациям — это скорость

угасания стрессорной реакции................................................................. 162

4.4. Поведение при стрессе.......................................................................... 164

                4.4.1. Универсальная форма поведения при стрессе — смещенная

активность................................................................................................. 166

                4.4.2. Формы смещенной активности...................................................... 170

                4.4.3. Груминг — смещенная активность, в которой сочетаются

эндокринный и поведенческий компоненты стресса............................. 174

4.5. Гормоны при стрессе............................................................................. 176

4.6. Психотропные эффекты стрессорных гормонов................................. 183

                4.6.1. Кортиколиберин.............................................................................. 186

                4.6.2. АКТГ................................................................................................ 187

                4.6.3. Окситоцин и вазопрессин............................................................... 189

                4.6.4. Эндорфины и энкефалины............................................................. 192

                4.6.5. Адреналин........................................................................................ 193

                4.6.6. Гормоны коры надпочечников........................................................ 194

Контрольные вопросы................................................................................. 200

Рекомендуемая литература.......................................................................... 201

Глава 5

НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ СТРЕСС И ДЕПРЕССИЯ................................... 202

5.1. Понятие неконтролируемого стресса................................................... 203

                5.1.1. Эксперимент Шенгер-Крестовниковой......................................... 205

                5.1.2. Различные способы создания неконтролируемой ситуации......... 207

5.2. Практическое значение неконтролируемого стресса.......................... 212

5.3. Депрессия и тревога.............................................................................. 221

                5.3.1. Различия между депрессией и тревогой......................................... 221

                5.3.2. Гормоны и депрессия....................................................................... 228

                5.3.3. Методы u1079 защиты от неконтролируемого стресса............................ 237

                5.3.4. Биологический смысл депрессивных состояний........................... 242

Контрольные вопросы................................................................................. 244

Рекомендуемая литература.......................................................................... 244

Глава 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ...................................................................... 245

6.1. Общие представления о типологизации.............................................. 245

                6.1.1. Синтетические и аналитические системы...................................... 245

                6.1.2. Психосоматические типы; система Кречмера—Шелдона............. 247

                6.1.3. Определение психологического типа............................................. 251

6.2. Генетическая детерминированность психологического типа............. 256

                6.2.1. Генетические и средовые влияния.................................................. 258

6.3. Психологические типы А и Б................................................................ 260

                6.3.1. Поведение типа А — «бегство—борьба», поведение

типа Б — «затаивание».............................................................................. 260

                6.3.2. Тип стрессорной реакции — А или Б — генетически

детерминирован........................................................................................ 261

                6.3.3. Поведение типа А и Б у человека.................................................... 263

                6.3.4. Эндокринный стрессорный ответ типа А и Б................................ 267

                6.3.5. Адаптивность психологических типов А и Б.................................. 269

                6.3.6. Поведение типа А и Б в неконтролируемой ситуации................... 273

                6.3.7. Эндокринные реакции после неконтролируемого стресса

у представителей типа А и Б..................................................................... 278

                6.3.8. Субъективизм понятия контролируемости.................................... 280

6.4. Другие психологические типы.............................................................. 288

Контрольные вопросы................................................................................. 289

Рекомендуемая литература.......................................................................... 290

Глава 7

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ....................................................................... 291

7.1. Иерархия................................................................................................ 291

                7.1.1. Четыре шкалы социального ранга.................................................. 292

                7.1.2. Соотношение социального ранга и психологического типа......... 296

                7.1.3. Гормоны и социальный ранг........................................................... 299

7.2. Агрессивное поведение......................................................................... 301

                7.2.1. Агрессивное поведение и гормоны................................................. 303

                7.2.2. Асоциальное поведение и гормоны................................................ 307

                7.2.3. Биологический смысл агрессии...................................................... 308

7.3. Аффилиативное поведение................................................................... 310

                7.3.1. Роль гормонов в родительском поведении..................................... 314

                7.3.2. Две стратегии социальных контактов у человека........................... 316

                7.3.3. Аффилиация и социальное обучение............................................. 322

                7.3.4. Гносеологическое значение имитации........................................... 324

                7.3.5. Склонность к имитации и пластичность поведения

представителей поведенческого типа Б................................................... 327

7.4. Копулятивное поведение...................................................................... 329

                7.4.1. Роль тестостерона............................................................................ 330

                7.4.2. Роль других гуморальных факторов................................................ 334

7.5. Феромоны.............................................................................................. 335

                7.5.1. Общие представления о феромонах............................................... 335

                7.5.2. Физиология феромонов.................................................................. 337

                7.5.3. Репродуктивное поведение и феромоны........................................ 339

                7.5.4. Родительское поведение и феромоны............................................ 345

                7.5.5. Социальная самоидентификация и феромоны.............................. 347

                7.5.6. Феромоны и общение с животными.............................................. 350

                7.5.7. Роль феромонов в современном социальном

поведении человека.................................................................................. 352

7.6. Алкоголь................................................................................................ 353

Контрольные вопросы................................................................................. 355

Рекомендуемая литература.......................................................................... 355

Глава 8

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ................................................................................... 357

8.1. Понятие пола......................................................................................... 357

                8.1.1. Хромосомный этап формирования пола........................................ 358

                8.1.2. Гонадный этап формирования пола............................................... 359

                8.1.3. Соматический этап формирования пола........................................ 360

                8.1.4. Нейронный этап формирования пола............................................ 361

                8.1.5. Социальный этап формирования пола.......................................... 363

                8.1.6. Возможные последствия рассогласования этапов......................... 364

8.2. Фундаментальные различия двух полов............................................... 367

                8.2.1. Биологическая целесообразность существования двух полов...... 367

                8.2.2. Генетическая стабильность и индивидуальная пластичность

женских особей......................................................................................... 369

                8.2.3. Мужские особи устойчивы к стрессу.............................................. 371

                8.2.4. Накопление ресурсов и циклирование женских особей............... 377

                8.2.5. Мужской и женский психологические типы................................. 382

8.3. Когнитивные различия......................................................................... 383

8.4. Гендерные различия.............................................................................. 390

                8.4.1. Две системы этики........................................................................... 391

                8.4.2. Социальный смысл существования двух полов............................. 395

8.5. Гомосексуализм..................................................................................... 399

Контрольные вопросы................................................................................. 402

Рекомендуемая литература.......................................................................... 403

Глава 9

РИТМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................... 404

9.1. Биологические ритмы........................................................................... 404

                9.1.1. Основные принципы биоритмологии............................................ 405

                9.1.2. Суточные и сезонные ритмы.......................................................... 406

                9.1.3. Мелатонин и суточные ритмы........................................................ 408

9.2. Сон......................................................................................................... 410

                9.2.1. Структура сна................................................................................... 410

                9.2.2. Гуморальные факторы и сон........................................................... 412

                9.2.3. Сон и депрессия.............................................................................. 414

Контрольные вопросы................................................................................. 416

Рекомендуемая литература.......................................................................... 416

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 417

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................... 419

Контрольные вопросы ко всему курсу........................................................ 419

Участие гормонов в психике........................................................................ 423

Глоссарий..................................................................................................... 426

Указатель мифологических персонажей..................................................... 432

Предметный указатель................................................................................. 434